Первый урок посвящен музыкальным звукам.
любой музыкальный инструмент может издавать музыкальные звуки различной высоты. Под высотой звука подразумевается его частота. Чем выше звук, тем выше (больше) его частота. Диапазон звуков делится на определенное количество  установленных звуков.
диапазон делится на октавы, а каждая октава содержит в себе 12 звуков, Семь из которых имеют собственные названия: До Ре Ми Фа Соль Ля и Си.

----------------------------------
Второй вариант
----------------------------------
Звуки, организация звуков, звукоряд.
Попробую объяснить на пальцах. Низкий звук, это бас, рычание. Высокий звук – это свист. А теперь представьте обыкновенную линейку. Припишите нулю самый низкий звук, а где-нибудь на 88 миллиметре самый высокий звук. Причем между ними равномерно размешаются по своей высоте другие звуки.
Линейка делится на условные единицы. Не те, которыми расплачиваются на международном уровне, а те, которыми в большинстве стран мерят длину. Помните? Миллиметры, сантиметры, дециметры, метры и т.д.
Звукоряд – та же самая линейка только деления у нее немного другие. Вместо миллиметров – звуки определенной высоты (нормированные). Вместо сантиметров – октавы. С одной лишь разницей. Если в сантиметре 10 миллиметров, то в октаве – 12 звуков. Кроме того, октавы не обозначаются цифрами, как и звуки, а имеют свое определенное название.
Если по этой линейке пойти вверх (от нуля) то октавы расположатся в следующем порядке (от самых низких, до самых высоких звуков): Субконтроктава – Контроктава - Большая октава - Малая октава - первая октава – вторая октава – третья октава – четвертая октава – пятая октава.
Каждая октава содержит, как уже упоминалось ранее, 12 звуков. И 7 из них имеют собственное название. Это звуки До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Однако, какая гадость. Целых пять звуков из октавы не имеют названий собственных.
Поэтому придумали небольшую хитрость.
Помните, как у вас кто-нибудь спрашивал дорогу куда-нибудь. Конечно не всех вы посылали подальше, а обьясняли примерно так: «Прямо, налево, направо». Вот и в музыке применили такой метод: налево-направо. Берется звук, имеющий собственное название и от него говорится куда идти, направо или налево (как по линейке). Знаки, обозначающие такие «направо-налево» в музыке назвали знаками альтерации. «Направо» соответствует знаку ДИЕЗ (#) и говорит о том, что мы на одно деление должны перейти направо, то есть выше по звуку. «Налево» соответствует знаку БЕМОЛЬ (B) и говорит о понижении звука на одно деление.
Стоит сказать, что если на линейке деления называются миллиметрами, то в звукоряде – полутонами. Как и линейкой физическое расстояние, мы можем мерить музыкальной линейкой расстояния между звуками складывая полутона.
Октава, как говорилось раньше, имеет 12 звуков, из которых только семь имеют свое собственное название, а оставшиеся пять оказались «Крайними, на которые посылают направо и налево от остальных звуков.
Вот и получается такое 1 – До; 2 - до диез - ре бемоль; 3 – Ре; 4 – ре диез - ми бемоль; 5 Ми; 6 – Фа; 7 – фа диез - соль бемоль; 8 – Соль; 9 – соль диез - ля бемоль; 10 – Ля; 11 – ля диез – си бемоль; 12 Си.
Из этих 12 звуков состоит октава, подобно как из 10 миллиметров состоит сантиметр.

Продолжение следует...

Отредактировано AllKrage (2006-05-28 09:50:37)