ВОТ! Как тебе?:
Интервал, звуки которого взяты последовательно, то есть один за другим, называется мелодическим. Интервал, звуки которого взяты одновременно (вместе), называется гармоническим.
Интервалы могут быть: чистыми, большими или малыми, уменьшенными или увеличенными.
Интервал рассматривается с точки зрения вхождения его в гамму или лад. Здесь мы рассматриваем только восьмиступенный звукоряд (то есть восьмая ступень то же самое, что и первая.) (ну не помню точно, как правильно сформулировать, может и глупость ляпнул).
Ступень - название каждого звука, входящего в музыкальный звукоряд, гамму, лад. Обозначается римской цифрой. Первая ступень является тоникой лада, гаммы, то есть ее первым звуком.
К примеру, Рассмотрим гамму До мажор (C dur):
Ступень:---I--- II----III---IV-----V----VI---VII-IIX (I)
Звук:------До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - До - и т.д.
Звук:-------C---D----E-----F-----G-----A---H----C
Каждый интервал имеет четкое количество ступеней:
1. Прима - одна ступень
2. Секунда - 2 ступени
3. Терция - 3 ступени
4. Кварта - 4 ступени
5. Квинта - 5 ступени
6. Секста - 6 ступеней
7. Септима - 7 ступеней
8. Октава - 8 ступеней
То есть это превращается в такую табличку:
Ступень:-----I--- II----III---IV-----V----VI---VII-IIX (I)
Звук:--------До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - До - и т.д.
Звук:---------C---D----E-----F-----G-----A---H----C
1. Прима----|=|
2. Секунда--|====|
3. Терция---|========|
4. Кварта---|=============|
5. Квинта---|=================|
6. Секста----|=====================|
7. Септима--|========================|
8. Октава----|=============================|
Только здесь мы взяли за основание звук До, а вообще интервал можно постройть от любого звука (ступени лада, звукоряда)
Приставки "Чистый", "большой", "малый", "увеличенный", "уменьшенный" указывают на количество полутонов в данном интервале:

Заметтье, что интервалы могул быть или чистыми, или большими и малыми.
Увеличенные и уменьшенные интервалы образуются с помощью знаков альтерации или особенностями звукоряда (в последнем случае знаки альтерации выставляются в ключе)
И еще один момент - совпадение количества тонов у разных интервалов. Дело в том, что в нотной записи Звуки До - Фа диез образуют увеличенную кварту, а звуки До - Соль бемоль - уменьшенную квинту, хотя Фа диез и Соль бемоль это один и тот же звук.
Далее я попробую обяснить особенности интервалов и почему именно так, а не иначе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Отредактировано AllKrage (2005-06-17 22:01:58)